«Во мраке зарождается свет...»: гравюра чёрной манерой

В рамках фестиваля «illúzió. Венгерский вклад в мировую графическую культуру XX века» 29 января состоялась лекция о гравюрной технике меццо-тинто. Лекцию прочитала Мария Ермакова, кандидат исторических наук, начальник управления специализированных отделов Российской государственной библиотеки, специалист по книжной графике и гравюре.

 


Видеозапись лекции

 

На лекции речь шла об истории возникновения чёрной манеры, мастерах, посвятивших ей своё творчество, художественных особенностях и эволюции этой техники гравирования.

Среди разнообразных техник гравюры самой необычной является меццо-тинто, или чёрная манера. Дени Дидро писал о ней так: «При гравировании по чёрному сначала царит глубокий мрак. В процессе работы в этом мраке зарождается свет». И действительно, изображение создаётся от чёрного к белому, постепенным выглаживанием, высвечиванием бархатисто-чёрного тона, постепенным переходом к жемчужно-белому.

Техника меццо-тинто появилась в 1640-х годах. Её создателями были художники-любители: немецкий военный Людвиг фон Зиген (1609 — ок.1680) и немецкий принц, племянник английского короля Карла I, военачальник и исследователь Руперт Пфальцский (1619—1682). Принц Руперт привёз эту технику в Англию, где она стала необычайно популярной. В XVIII веке меццо-тинто называлась ещё английской манерой.